Режимы замера экспозиции
14.01.2020Автоматика фотокамеры может неверно рассчитать уровень освещения и выставить неверную экспозицию. Так как автоматика не может различить где белый цвет, а где пересвет, то стремится привести снимок к нейтральному серому цвету. То есть, если вы будете фотографировать невесту в свадебном платье, то велика вероятность того, что платье будет проэкспонировано правильно (будут видные все детали платья), а лицо невесты станет смуглым (темным). Так получается в том случае, если платье в кадре занимает значительную часть кадра. Так как платье ярко-белое, экспонометр воспринимает эту часть кадра как пересвеченную и корректирует общую экспозицию кадра так, чтобы сделать весь снимок немного темнее, в результате чего и получается лицо смуглым. Чтобы избежать этого фотографы используют различные режимы замера экспозиции.
Как избежать пересвета на фотографии?
- Во-первых, перейти на ручную настройку экспозиции. Это идеальный способ для настройки любых параметров фотокамеры, но к сожалению, новичкам он дается с трудом.
- Во-вторых, если вы снимаете не в полном автомате, а в одном из полуавтоматических режимов (P, S(Tv), A(Av)), то можно воспользоваться либо компенсацией экспозиции, либо режимом блокировки экспозиции.
- В-третьих, настроить режим замера экспозиции. Практически во всех цифровых фотокамерах есть такая настройка, но, как показывает практика, мало кто ей пользуется.
Практически во всех камерах присутствуют три режима: мультисегментный, он же матричный, центровзвешанный, точечный. В некоторых моделях фотокамер бывает еще и четвертый – замер экспозиции в точке фокусировки. Давайте выясним, чем же они отличаются.
Мультисегментный (матричный) режим
В данном режиме фотоаппарат проводит замер экспозиции по всей площади кадра. То есть при расчете уровня экспозиции учитываются абсолютно все участки кадра.
Как он работает
При замере экспозиции кадр как бы разбивается на несколько сегментов, в каждом из которых производится расчет экспозиции, а затем анализируется общий уровень экспозиции.
Есть два алгоритма оценки экспозиции в данном режиме.
- Первый алгоритм просто выдает среднеарифметическое значение экспозиции (более простой и старый способ расчета).
- Второй основан на базе данных имеющихся карт экспозиционной таблицы.
Суть алгоритма в следующем. Рассчитав уровень экспозиции в каждом сегменте кадра, фиксируется карта экспозиционной матрицы. Затем программа сравнивает эту карту с имеющимися в базе данных картами с «правильной» экспозицией, и находит аналогичную или приближенную к ней.
Затем загружает настройки фотокамеры из базы данных соответствующие найденной карте экспозиции. В данном случае происходит более точная настройка экспозиции. Такие фотоаппараты способны различить даже съемку при контровом освещении.
Центровзвешенный режим
В данном режиме при расчете экспозиции учитывается не вся площадь кадра, а только центральная его часть. Примерно 60-70% от всей площади кадра.
Данный алгоритм основан на теории о том, что в большинстве случаем сюжетно-значимая часть располагается преимущественно в центре кадра, а периферия не имеет большого значения, поэтому при расчете экспозиции игнорируется.
В данном режиме яркие участки неба над головой будут игнорироваться системой и не будут влиять на общий уровень экспозиции. Многие фотографы используют данный режим замера экспозиции, так как он более предсказуем, чем мультисегментный.
Точечный режим
Данным режимом фотографы пользуются редко, но иногда он просто необходим. Если вы выберите данный режим, то замер экспозиции будет проводиться либо в центральной точке, либо в точке фокусировки, это зависит от модели фотокамеры, при этом учитывать будет лишь участок кадра площадью не более 5% от всей площади кадра.
Это, конечно, очень удобно, так как замер будет проводится именной в той точке, где вы фокусируетесь, а значит, в этом участке и должны быть хорошо проработаны все детали. Данный режим используется при съемке в контровом освещении (днем напротив окна, рядом с фонтаном в солнечный день и т. п.).
Преимущественно данный режим используется, когда нет возможности подсветить теневую сторону вспышкой или другими источниками света. Например, в зоопарке. Попробуйте сфотографировать крупным планом голову жирафа. Так как он намного выше вас, то его голова будет на фоне яркого неба, а значит, при использовании всей площади кадра при расчете экспозиции небо будет детально прорисовано и иметь красивый голубой оттенок, а голова жирафа будет просто темным силуэтом, на котором едва можно будет различить детали.
Вспышку в зоопарке использовать запрещено, а значит, вы должны либо настроить экспозицию в ручную, либо использовать при съемке точечный режим замера экспозиции. Да, небо будет пересвеченным, но ваш объект съемки будет отчетливо виден.
Подведем итог
- Мультисегментный (матричный) режим замера экспозиции использует всю 100% площадь кадра для замера экспозиции. Это самый распространенный режим, используемый по умолчанию, который в 80% случаем дает правильный результат по экспозиции.
- Центральновзвешанный — не учитывает освещения на периферии кадра. Тоже является одним из распространенных режимов, так как дает высокий показатель точности расчета экспозиции.
- Точечный — используется при сложных условиях съемки, где нет возможности подсветить объект съемки дополнительными источниками света.
Теперь вы знаете, какие бывают режимы замера экспозиции.
← Как фотографировать зеркальным аппаратомСветовая кисть в фотографии →